Скорее всего вам знакома такая ситуация, когда ребенок не хочет играть с другими детьми. Это происходит часто, когда он просто не умеет контактировать с ровесниками. А не потому, что не любит или не хочет это делать. Дети бывают абсолютно разные. Поэтому есть такие, которые больше любят находиться возле мамы. Вместо прогулки на улице они предпочитают сидеть дома. А когда мама выводит свое чадо на прогулку, то ребенок старается увести ее подальше от детской игровой площадки.
Мама замечает, что ребенок не проявляет особого энтузиазма к общению с другими детьми. Он прижимается к маминой ноге и боится шума от толпы других детей. У такого ребенка могут быстро отнять игрушку, и он ничего не предпримет в ответ. Родители делятся на тех, кто уводит свое чадо с площадки, говоря, что остальные детки плохие и агрессивные. Другие начинают беспокоиться по поводу того, что ребенок не идет на контакт со сверстниками.
Зачем необходимо общение с сверстниками?
К сожалению, сейчас уже начинают забывать о простых и эмоциональных детских играх советского прошлого. Хотя подобные игры и общение очень важны для дальнейшего развития. Именно первый опыт взаимоотношений, в какой-то степени определяет, как ребенок их будет выстраивать. Формируется его отношение к себе и окружающим. В общении друг с дружкой, детки проявляют яркие эмоции, могут посмеяться или покричать, и даже позлиться. Таким образом, ребенок учится находить выход из конфликтных ситуаций или мириться. Однако каждый по-своему находит контакт.
Когда ребенок большинство своего времени проводит только с мамой, ему кажется, что никто больше и не нужен. Такая связь называется симбиотической, маме трудно отпустить свое дитя из-под крылышка. Однако сделать это все-таки нужно, ради его же блага. Кстати, когда у ребенка узкий круг общения, то, попав в общество детей, он может начать драться. Потому что у него не было возможности научиться правильному общению. Это объясняется тем, что ребенок знает, каким образом общаться со взрослыми. Но совсем не понимает, как вести себя со сверстником.
Что делать, если ребенок не хочет играть с другими детьми?
Чтобы помочь ребенку найти общий язык с другими детьми, нужно придерживаться определенной стратегии. Постепенно расширять свой и детский круг общения. Ведь такая ситуация может возникнуть, когда сама мама не общительная и замкнута в себе. Как говорится, нужно «вывести малыша в свет». Рекомендуется периодически выбирать новые места для прогулок. Они не обязательно должны быть людными, потому как в таком случае малыш пугается именно громких криков и опасается агрессии со стороны. Такие дети отличаются тем, что, попав в детский сад, они отключаются от всех. Сами находят себе игры и пытаются никого не замечать вокруг.
Можно попробовать подружиться с другими семьями. Нужно приглашать к себе в гости людей. На своей территории ребенок будет себя чувствовать более смело, и научится не бояться посторонних людей. Иногда трудности в общении возникают у тех детей, которые воспитываются в «ежовых рукавицах». Их ругают намного чаще, чем хвалят. В таких семьях требования очень завышены. Поэтому ребенок уходит в себя, не хочет слышать постоянных упреков.
Что думают психологи?
Существует такой вариант детей, которые настолько замкнуты, что мысленно ограждаются от внешнего мира виртуальной стеклянной стеной. Психологи данное состояние называют ранним признаком аутизма (погруженности в себя). Некоторые родители признаки такого заболевания путают с особенностями характера. Когда ребенок дома, то его спокойствие родителей радует. Если он попадает в детский коллектив и не играет с другими детьми, его поведение весьма отличается от сверстников. Бывает родители не справляются с такой ситуацией, чтобы исправить проблему. В этом случае им не помешает обратиться к специалисту и услышать на этот счет мнение психолога.
Вещи, которые должны насторожить:
- нет стремления к общению
- не протягивает ручки, когда его берут на руки
- не любит смотреть в глаза
- позднее развитие речи
- походка вприпрыжку или на цыпочках
Зачастую, первые детские контакты бывают агрессивными. Например, они могут отнимать друг у друга игрушки, драться лопатками в песочнице. Это не является знаком того, что они всегда будут себя агрессивно вести. Это всего лишь начальный этап общения. В этот момент у них появляется осознание своего и чужого. В какой-то мере они пытаются стоять за себя, проявить активность или взять полную инициативу в свои руки.
Каждый родитель должен помнить, что залогом успешности развития в ребенке коммуникативных способностей является уверенность ребенка в себе. Такую программу закладывают в нем именно папа и мама. Заниженная самооценка зачастую бывает корнем многих человеческих страхов. Почаще нужно интересоваться детским мнением, тогда малыш будет ощущать свою надобность. А для того, чтобы развивать тактику общения и лидерские качества, все-таки нужно чаще приглашать знакомых детей. Любой ребенок, независимо от типа личности требует помощи в общении с внешним миром, и только родители способны ее дать.